У меня было счастливое детство, это был период развитого социализма. Я занималась во Дворце пионеров, перепробовала разные кружки, начиная от патриотического и заканчивая кружком следопытов. Мы ходили в походы, выезжали в другие города и участвовали в экспедициях, а каждое лето родители отправляли меня в пионерский лагерь. Моя школа — №1, стояла на берегу реки Кубань, из её окон был виден берег республики Адыгея. Мы видели, как паслись лошади, это было очень красиво. Мои воспоминания о детстве очень теплые. В детстве я часто задавала себе вопрос «Кем я хочу стать?». Кому-то нравилась физика, кому-то математика, а у меня не было такого увлечения, мне нравилось быть организатором. Я и сейчас могу организовать всё, что угодно.

Профессия

Закончила исторический факультет Кубанского государственного университета в 1990 году. После этого работала в школе, преподавала историю в течении трех лет. Потом мы создали молодежную общественную организацию «Новое поколение», затем работала в городской думе, помощником депутата. Мне нравилось работать в школе, моя мама и две сестры тоже работали в школах. Я считала, что профессия педагога – это творческая профессия В первый год для меня все было в новинку, на второй год я уже чувствовала себя более уверенной, меня даже назначили завучем школы. Однако потом, мне показалось что в школе всё одно и то же, а мне хотелось разнообразия.

Семья

С мужем мы познакомились ещё в 80-е годы на отдыхе, когда выезжали в Болгарию по путевке от университета. У нас есть сын. Ему сейчас 13 лет. Он учится в школе и очень увлечен городским общественным транспортом. Его первой книгой была «Трамвай, троллейбус и Краснодар», она же стала его любимой книгой. Мне сложно понять его увлечение, но я уважаю выбор сына. Мне нравится книга «Письма к сыну», она занимает центральное место в моей библиотеке. После завтрака, мы с мужем занимаемся с сыном математикой, работаем за компьютером, учувствуем в мероприятиях или же организуем свои. Наши традиции не отличаются от традиционной советской семьи. Семья – это самое важное что есть в жизни. После семьи к моим ценностям я отношу друзей, а затем работу.

Друзья

Меня окружают разные люди, но с каждым годом друзей становится меньше. Если до тридцати лет был период, когда новые знакомые легко становились друзьями, то сейчас, хочется сохранить связи со старыми друзьями, поэтому мы как можно чаще встречаемся. У нас некий клуб. Мы любим сидеть за какой-нибудь длинной игрой, в которую можно играть два, три, четыре часа и общаться. Любим ходить на волейбол или гандбол.

В людях ценю честность, порядочность и преданность, как противовес предательству. Были случаи, когда считаешь человека другом, а он в какой-то момент нарочно предаёт, разное было. Я не держу зла на тех людей, с которыми мы расстались. Очень важно прощать, это хорошо сказывается на здоровье. Но нельзя давать себя в обиду и на агрессию нужно отвечать обороной. Мне нравятся люди, которые открыты для общения, которые говорят честно и думают, что говорят.

Общественная деятельность

Работаю в Краснодарской краевой общественной организации выпускников вузов. Это общественная организация, она была создана 17 лет назад, её создали друзья детства, которые жили в Краснодаре, закончили разные вузы и вернулись в Краснодар. Изначально её создали как клуб для общения. Мы хотели общаться в своем кругу, так чтобы можно было совместить приятное с полезным. Но потом она стала выполнять разные социальные проекты. Создавать общественные проекты – это наша миссия, мы можем принести пользу городу. Сейчас в организации всего двенадцать участников, но раньше она была очень большой.

За время существования организации, мы реализовали более шестидесяти социальных, культурно-просветительских, детских и экологических проектов. Принцип работы проектов состоит в привлечении людей и средств, с помощью которых решаются определённые социальные проблемы. Моим первым проектом был фестиваль самодеятельности художников Северного Кавказа. Мы собрали около двухсот пятидесяти художников, тысячу экспонатов. Все экспонаты были выставлены в Краснодарском выставочном зале изобразительного искусства. Принимал участие Краснодарский край, Ростовская область, Адыгея и две республики Северного Кавказа. Последний проект, который мы сделали – «Благоустройство среды обитания». Он направлен на поддержку деятельности граждан.

Мы пережили трудный период, из-за чего организация приостановила свою деятельность. Это было связанно с тем, что вышел новый закон об иностранных агентах. А поскольку наша организация активно работала, у нас были обширные связи с общественными организациями Европы. У нас был совместный проект с общественной благотворительной организацией Оксфордского университета. В итоге нас признали иностранным агентом. Мы очень гордились тем, что региональная общественная организация имеет непосредственные контакты с известными некоммерческими организациями Европы. Я участвовала в разных международных форумах: «Гражданская восьмерка», «Петербургский диалог», «Большая двадцатка». Но в соответствии с нынешним Российским законодательством, мы уже два года провели в судах, доказывая, что мы не иностранные агенты.

Мы сейчас в таком периоде, когда нужно все переосмыслить. Я пока не могу сказать, что делать дальше. То, что мы делали в организации 17 лет изменилось из-за новых условий и нужно пересматривать подход к самой организации. Сейчас мы понимаем, что общественные организации, помимо всего прочего, должны иметь экономическую основу. Наша деятельность пошла на спад. Если мы раньше делали по 5-7 проектов в год, то сейчас у нас получается не больше одного сделать. Многие общественные организации находятся в упадке, из-за недостатка средств.

Общественные организации – это основа гражданского общества, а если не будет гражданского общества, то никакой нормальной жизни быть не может. В данное время граждане не могут защищать свои права и интересы. Отсутствие общественных организаций негативно отражается на развитии города. У нас определенные планы, но нет ресурсов. На чистом энтузиазме можно провести один субботник, но для того, чтобы делать регулярно, должны быть ресурсы. Общественные организации занимаются поддержкой, защитой прав и просвещением граждан. Еще десять лет назад таких организаций было около тридцати, сейчас их количество становится все меньше.

О Краснодаре и краснодарцах

Я никогда не жила в других городах. О переезде никогда не задумывалась. Побывала в разных местах и каждый раз, когда возвращалась, даже из каких-то очень известных мест, таких как Лос-Анджелес, Вашингтон, Нью-Йорк, здесь я чувствовала себя дома. Не представляю, как можно жить где-то в другом месте. Наши люди отличаются, не только от западных, но и от тех, кто живет, например, в Москве. В самолёте сразу заметно кто из Краснодара, а кто является гостем нашего города. Краснодарец всегда выделяется в компании, часто произносит тост за родной город.

В Краснодаре я люблю Пушкинскую библиотеку, улицу Красную, театр драмы. Я была в Нью-Йорке на Мюзикл Холле и наш музыкальный театр ничуть не хуже. Когда мы повели сына на балет в первый раз, ему было 5 лет. Он очень активный и я переживала что он не высидит, но мы были очень удивлены, когда вышли во время антракта в фойе и сын сказал, что хочет пойти на второе отделение.

На мой взгляд Краснодару не хватает культуры. К примеру, центральные улицы города чистые и ухоженные, но достаточно пройти 5 метров в глубь, и вы увидите насколько грязно во дворах. В этом виноваты сами жители.

Досуг

Мой любимый отдых – это дача. Когда моей маме было столько, сколько сейчас мне, она говорила, что ей нравится копаться в земле, выращивать что-то, но я её не понимала. Сейчас же я понимаю, что дача – это прекрасное место для отдыха, где можно получить удовольствие от свежего воздуха, работы с землей и от тех плодов, которые выращены собственноручно. Я также получаю удовольствие от просмотра спортивных передач, лежа на диване.

Новое поколение

Молодежь сейчас, не то, что раньше. Ей не хватает живого общения, смартфоны – отличное техническое достижение, но оно лишает нас возможности просто поговорить с человеком. Мы стали менее активны, в нас пропал задор. Нужно учиться жить в этом времени, но старшему поколению тяжело перестроиться.

Если бы у меня была возможность сказать что-то всем людям, я бы процитировала кота Леопольда, сказав: «Ребята, давайте жить дружно».