Родился на Крайнем Севере, на Таймыре, недалеко от Ледовитого океана, в самом северном городе мира с населением более 100 тысяч человек – Норильске.

Наверное, я из тех людей, кого трудно охарактеризовать одним словом. Прежде всего, я журналист, и в этой области прошёл все роли — от корреспондента до автора и редактора программ, от теле- и радиоведущего до продюсера. Я умею монтировать, снимать видео, хотя это не моя прямая работа. Для меня это принципиально — знать процесс до мелочей и уметь в нем всё. В первом собственном телепроекте я почти всё делал сам, совмещал до десяти должностей одновременно. С него и началась моя компания — Творческая лаборатория НесТАНдАРТ. Это первое большое направление.

Второе направление — музыка. Песни пишу лет с тринадцати. Профессионального музыкального образования у меня нет. Сейчас его иногда не хватает, но тогда… Я, возможно, просто не стал бы музыкантом, пройдя классическую школу. У меня есть друзья и родственники, которые окончили музыкальную школу, но с тех пор даже не подходят к инструменту. Я общаюсь с гитарой почти каждый день. Несколько раз в год выступаю, даю концерты. Пару лет назад выпустил альбом под названием «Космос внутри». Это песни-размышления, сам я называю своё творчество «философским роком».

Третье направление — моя общественная деятельность и образование. Когда-то я основал первую в Краснодаре Школу ТВ, и мы выпустили более 30 учеников. С тех пор я периодически выступаю на форумах, конференциях, тренингах, делюсь опытом. Недавно стал преподавать брендинг на экономфаке КубГУ. Пишу книгу, посвященную вопросам — в широком смысле: как их ставить и как получать ответы. Не только в интервью, но и в жизни. Считаю, что многие проблемы возникают именно из-за того, что люди не задают правильных вопросов или не могут найти ответы.

Ну, и, наконец, семья — здесь я сын, брат, муж и отец. У меня сын и дочь. Это отдельная большая работа. Порою сложнее, чем профессия.

День из жизни

Я планирую каждый свой день, группируя похожие процессы так, чтобы не разбрасываться: сначала одно, потом другое. Если есть встречи, то пусть все они идут подряд, если работа с текстами, мне нужно уединение, время, когда меня никто не побеспокоит. Такое состояние сейчас — это самый большой дефицит. Десятки звонков, писем, сообщений ежедневно.

День начинается рано утром. Для меня это самое плодотворное время, творческое. Утром тишина, мир ещё свеж и не заполнен людьми. Это самая подходящая энергия для меня. Я часто работаю допоздна и, к сожалению, иногда утренним временем приходится жертвовать. Долгое время я воспитывал себя, а сейчас не ставлю в жесткие рамки. Пару лет назад изменил своё отношение к этому, чтобы получать больше удовольствия от жизни. Постоянная самодрессировка приводит к хронической усталости, теряется интерес к жизни. Поэтому к 33-м годам я решил, что нужно научиться отпускать вожжи.

Детство

Хорошо помню себя в возрасте пяти лет. Я услышал от взрослых, что они не помнят своего детства, и подумал: как же так? Неужели я тоже не буду помнить? Я сел в коридоре (до сих пор помню эту маленькую деревянную табуретку) и запомнил: мне сейчас 5 лет, вот так выглядит этот коридор, и теперь я, конечно, не забуду детство.

Конечно, основу моего миропонимания заложили родители. У них я что-то брал, что-то отрицал. Одно из главных слов моего отца — «порядочность». Она была для него главным мерилом — достоин ли человек внимания, дружбы, любви.

У мамы я, наверное, научился прощению. Часто она оправдывает даже самых плохих людей. У меня тоже есть эта черта. Благодаря ей я понял, что нужно уметь прощать, иначе или на всех обозлишься, или будешь находиться в постоянном конфликте с собой. Отец был более жестким в этом плане. Он мог навсегда разорвать связь с человеком из-за одного не порядочного, по его мнению, поступка.

Сильное влияние на меня оказала школа. Я сменил пять школ в разных городах. А ведь дети — среда еще более жестокая, чем взрослые. Особенно не любят новичков. Каждый раз мне приходилось доказывать своё право, отстаивать своё место и мнение. И это притом, что я был на два года младше одноклассников. Это было трудно, но дало мощный опыт.

Своих детей стараюсь воспитывать на собственном примере. Не делаю того, что, считаю, не стоит делать им и людям вообще. Начиная с бытовых вещей и заканчивая отношениями. Не принимаю мат, не позволяю себе мусорить, врать, стараюсь решать споры мирно. Вот последнее — очень сложно, Аня и Иван родились с разницей меньше полутора лет, у них постоянная конкуренция между собой. Объяснить им, как жить в дружбе, порой, бывает почти невозможно. Собственный пример тут пока не помогает.

Путь

Долго не представлял, кем хочу стать, какую профессию выбрать. Только недавно понял, когда впервые занялся журналистикой. Сохранилась аудиозапись с моего пятого дня рождения, сделанная на бобинный магнитофон. Там я в микрофон рассказываю, что мне сегодня пять лет, я Артём Никитин, приходил тот-то, подарил то-то. Видимо, это и был мой первый репортаж. Сохранилась фотография, примерно того же периода, где я держу камеру. Это была отцовская кинокамера, которой можно было снимать настоящее кино. Глаза сияют, будто исполнилась мечта всей жизни.

Ещё в школе мы делали телепрограмму про животных, которая выходила на городском телевидении, называлась она «Кошкин дом». Помню свой репортаж про аквариумных рыбок. Параллельно мы делали газету, и это была не стенгазета, а настоящее периодическое издание, ее печатали в типографии, и даже распространяли в киосках. Мы с другом писали статьи вдвоем и подписывались «ДНК» — Дуэт Независимых Корреспондентов.

Однако вплоть до конца школы я не понимал, чем буду заниматься. Помню день, когда на меня снизошло озарение. Это был декабрь, середина 11 класса. Молодая выпускница филфака вела у нас кружок журналистики, с ней мы и делали газету. И она говорит: «Артём, а ты решил, куда поступать? У нас в Донецком госуниверситете на филфаке открывается набор на отделение журналистики». Я тогда жил в Артёмовске, это Донецкая область.

Я вышел на улицу, был ясный солнечный морозный день. Светлый такой, прозрачный. И эта прозрачность словно передалась моему мышлению. Я не мог понять, почему раньше не осознал такой простой мысли. В журналистике сходились все мои интересы, склонности и увлечения. Я понял, что это лучшее из того, что можно выбрать. Придя домой, сразу сказал своей старшей сестре: «Кажется, я решил, кем буду». Всё это и определило мою дальнейшую жизнь.

Я не стал поступать в Донецкий университет, решил связать свою жизнь с Россией, поехал в МГУ, подал документы на журфак. Но тут меня ждало искушение, которое я не прошёл. Один знакомый пообещал содействие, познакомил с профессором университета. Тот пригласил меня к себе домой для серьезного разговора, принес две стопки: в одной — газетные вырезки, в другой — книги.

— Смотри, — сказал он мне. — Это то, что я сделал как журналист в своей жизни, — и показал на газетные вырезки. — А вот эта стопка — книги, которые я издал как социолог. Видишь, насколько эта стопка выше и значимее? Иди в социологию! Эта наука сейчас бурно развивается, ты будешь изучать общество, это большое важное дело.

Я колебался, но доверился, ведь это совет человека, прошедшего большой жизненный путь. Да и помощь мне была нужна, как никогда. Все-таки самый престижный университет страны. Я решил, что, в крайнем случае, смогу потом прийти к журналистике через социологию. В итоге мне пришлось сдавать экзамены, к которым я не готовился. Математику. Первый же предмет показал мне, что шансы мои близятся к нулю. Тем временем экзамены на журфак я уже пропустил. Никакого содействия мне не оказали. У меня был лишь один день на размышления. Либо продолжать битву ради профессии, к которой я ничего не испытывал, либо исполнять мечту, но не в Москве. Я забрал документы, приехал в Краснодар и на «отлично» сдал все экзамены на журфак. С тех пор моя жизнь связана с Краснодаром. Сейчас думаю, что надо было рисковать, и я поступил бы на журфак МГУ, несмотря ни на что. А может именно так, как случилось, было нужно?

Сокровенное

В жизни я всегда руководствовался принципом интереса. Если мне что-то интересно, я выбираю этот путь. Мне было интересно пробовать себя в совершенно разных ипостасях. Для меня развитие — это творение нового, возможность делать продукт на высоком уровне. Насколько можешь. А штамповка, повторение меня уже не интересуют, от этого я испытываю усталость. Если вложить моё отношение к жизни в пять слов, то это будут: честность, саморазвитие, интерес, любовь, понимание.

Я пришел к выводу, что важнее всего научиться мыслить в настоящем времени. Есть такой прием в журналистике — настоящее репортажное время. Нет, я очень люблю размышлять о будущем. Это одна из сфер моих интересов. Я люблю и доставать хорошие моменты жизни из прошлого. Но в 33 года я понял, что лишь настоящее делает нас счастливыми сейчас. Если мы были счастливы в прошлом или лишь делаем что-то в угоду будущему счастью, вряд ли мы будем счастливы когда-нибудь. Мы всегда будем где-то между счастьями, но не в них.

Мне было бы намного легче, если бы я знал, что есть судьба. Я бы мог расслабиться, плыть по течению и говорить, что всё равно всё случится, как надо. Но я не могу до конца перейти на эту сторону, потому что считаю, что ключевые моменты нашей жизни зависят только от нас, от того, как как мы себя поведём, куда направим свои силы и мысли. У меня в жизни бывали ситуации, когда я должен был приложить много усилий. Например, понимал, что в ближайшие год или два буду работать на износ. Но ради цели осознано выбирал это. Если бы я сделал другой выбор, то, возможно, сейчас был бы в совсем другом месте.

Если бы у меня была возможность пообщаться с Богом, я бы спросил его: «В чём смысл жизни?». Для кого-то это общий вопрос, для меня один из самых актуальных. Я не могу до конца ответить на него, хотя у меня есть много вариантов. Сейчас я полагаю, что смысл жизни мы придаем сами. Смыслом станет всё, чему мы сами решим придать такой статус. Но первый вопрос, который я бы ему задал: «Как устроен мир?» Думаю, у него есть способы передать это знание не словами. Если бы я понял, как устроен мир, я бы узнал ответы на все остальные вопросы. В том числе и о смысле жизни.

О Краснодаре и краснодарцах

Современным людям не хватает возможности остановиться, подумать и осознать фундаментальные вещи: ценности, ориентиры, значимость отношений. Мы всё время куда-то бежим, спешим. Жизнь невероятно ускорилась. И ещё мне кажется, людям не хватает желания и способности понимать друг друга. Люди крайне воинственно относятся к другим точкам зрения, другим национальностям, ко всему другому. Люди думают: я так считаю, значит, это правильно, а все остальное – неверно. То самое умение встать на позицию другого человека, о котором мы говорили в начале, подумать и понять его, приводит к многообразию и рождает красоту нашего мира. Это нужно понимать. Именно поэтому я создал МЫSLI, антителевидение для саморазвития, где собраны сотни самых разных точек зрения на одни и те же явления. Мы не оцениваем их, зритель сам волен выбирать, что принимать, а что нет.

У нас сложные отношения с Краснодаром. Эстетики мне не хватает до сих пор. Когда я путешествую и вижу другие города, я сильно завидую им, по-хорошему. В тех местах, где я бываю, города выстроены с мыслью о прекрасном. Мне кажется Кубани не хватает этого стремления к эстетике. Я живу в районе, который вырос в последние 15-20 лет, это частные дома, построенные в новое время. На большинстве улиц нет асфальта, у многих людей большие участки, построены целые дворцы, но перед двором не сделано ничего. Они ставят заборы, забирая себе пространство улицы, и при этом совсем не думают о том, где будут идти прохожие. Как пойдут дети в школу — по проезжей части. И это я встречаю сплошь и рядом. Таких людей тоже стараюсь понять, встать на их место, но ничего не могу увидеть там, кроме жадности. Это реальная жадность. А, может, они просто не видят, не понимают этого?

О будущем

В будущем я вижу себя человеком, который может посвятить своё время только тому, что действительно нужно, что является значимым для меня и мира, в котором я живу, достойным, и хочу быть в этом максимально эффективным. Человеком, который имеет свободу свершений и передвижений, свободным в ресурсах и возможностях. Мне бы хотелось, чтобы моя свобода в этих свершениях была максимальной.

Уважаемые друзья, человеки! Постарайтесь понять тех людей, те события и явления, которые происходят рядом с вами. Если вам хочется сделать что-то плохое человеку, учреждению или стране, подумайте о том, почему они именно так поступают. Подумайте о том, что человек, которому вы хотите сделать плохо, тоже кем-то любим, у него есть мама, дети, жена, женщина, кто угодно, люди, которые его за что-то любят. И, значит, есть за что любить этого человека. Попробуйте встать на его позицию, понять его точку зрения, посмотрите на себя оттуда, его глазами. Может быть, тогда вы лучше поймёте себя, а в этом мире станет светлее и лучше.