Родилась в Краснодаре, здесь закончила школу, музыкальный колледж имени Римского-Корсакова по классу аккордеона, затем в Ростове-на-Дону Консерваторию имени Рахманинова, училась в аспирантуре. В период обучения участвовала в разных музыкальных конкурсах. Были среди них успешные, после которых стали приглашать с концертами, мастер-классами, в жюри фестивалей и конкурсов. В тот период я побывала в разных странах. Естественно, всегда было желание выступать, побеждать, быть на сцене. Музыка тогда для нас была сродни спорту, хотелось быть лучшим. А еще, в выступлениях вырабатывается особый адреналин, его чувствует каждый, кто хоть раз выходил на сцену. Думаю, отчасти эти ощущения и давали стимул для занятий, создавали потребность выходить на сцену. Так, благодаря поездкам в моей жизни стали появляться новые люди, я стала знакомиться с разными традициями и культурами. И сейчас, я глубоко уверена в том, что путешествия необходимы для каждого из нас. Порой работая и живя долгое время в одном месте – человек попадает в замкнутое пространство, не имея возможности посмотреть на свою жизнь со стороны. Тогда как именно путешествия и общение с новыми людьми дают подсказки для решения важных жизненных вопросов.

Новый уровень

Окончив консерваторию, я попала в компанию инициативных и увлеченных музыкой людей, во главе с заслуженным артистом России Юрием Шишкиным. Он сейчас несомненно лучший исполнитель на баяне в мире, его знает каждый, кто хоть немного интересовался баянной и аккордеонной музыкой. Мы решили организовать международный фестиваль. У каждого уже был определенный круг знакомств в музыкальном мире — тех, кто был достоин приехать в Россию и поделиться своим опытом. В рамках фестиваля выступали и безусловные звезды аккордеонного мира – Арт Ван Дамм и Фрэнк Марокко (США), Ален Музикини (Франция), Ренцо Руджерри (Италия) и другие. В трех таких фестивалях я участвовала в оргкомитете, потом переехала в Краснодар. С особым теплом вспоминаю то время, с которого начался мой новый жизненный поворот. Желание посмотреть на музыку с точки зрения зрителя, побудило меня выйти из одной профессиональной области в другую, малознакомую для меня. Сейчас я не выступаю, нахожусь либо в зрительном зале, либо за кулисами. Теперь воспринимаю всё немного по-другому, начинаю разбираться в том, как публика воспринимает музыку, и как наш репертуар влияет на зрителей.

Муниципальный концертный зал

Так получилось, что я давно была знакома с Муниципальным концертным залом органной и камерной музыки. Имела честь приходить и слушать наш симфонический оркестр под руководством Владимира Александровича Понькина, который был для меня большим авторитетом. Мы, будучи студентами колледжа, ходили на репетиции — видели, как складывается культура взаимодействия дирижера с оркестром, с публикой, как коллектив готовит новые программы. Приходили и на репетиции органиста – Михаила Павалия. Специфика аккордеона подразумевает исполнение части органного репертуара. И чтобы понять природу этой музыки, мы приходили сюда. Некоторые из нас даже допускались попробовать самостоятельно что-то сыграть на органе, почувствовать его. По прошествии времени, проводя в Ростове очередной фестиваль, родилась идея – привезти итальянских музыкантов в Краснодар. Идея была поддержана руководством муниципального творческого объединения «Премьера» и концерт прошел с большим успехом! Так началась моя история в этих стенах: полтора года в должности заместителя директора, и три с половиной года в должности директора Муниципального концертного зала. За этот период, пришлось освоить совершенно другой вид деятельности. Но время от времени я всё же играю на аккордеоне. Участвую в спектакле «Опаленное танго» Музыкального театра, а также играю в оркестре в спектакле «Ретро.ру». Это случается раз пять-шесть в год. И я, на самом деле очень рада таким моментам, поскольку скучаю без музыки – это особые эмоции! Но есть и другие — сейчас мы в здании мэрии, и помимо наших концертов, здесь проходят свои мероприятия, совещания, встречи – так что каждый день открываю для себя что-то новое и общаюсь с разными людьми.

На должности директора, приходится постоянно искать точки соприкосновения музыкантов и публики, поскольку интересы их, как правило, разнятся. Необходимо совместно находить в чем музыкант может максимально проявить себя, и что из этого понравится публике. Музыкант, зачастую, живет в своем мире — со своими представлениями о красоте, предпочтениями определенного стиля или репертуара, а публика живет совсем в других мирах. Эти миры должны объединиться здесь, в зале.

Начало

У меня очень странная история. У меня дедушка – моряк дальнего плавания. Он родился в то время, когда в России был культ баяна. Если ты жених с баяном или аккордеоном – тебе цены нет! Идея научиться играть кипела в нём долгие годы. И когда моя мама забеременела — еще не знали кто родится, но дед, с уверенностью, что будет внук, купил в Германии два аккордеона – большой и маленький. Вместо внука родилась я, а аккордеоны уже ждали. Пришлось идти учиться музыке! События стали развиваться очень быстро. Хорошие педагоги, поддержка и активное участие родителей помогли подготовиться и поехать на первый конкурс. Мне было лет восемь. Конкурс – совершенно уникальное пространство, где собираются такие же дети-артисты, их родители: похожие разговоры, особая атмосфера, страхи и их преодоления. Это всё дает много стимулов для занятий! Я считаю, когда люди начинают с детства заниматься чем-то определенным, это громадный плюс для них в будущем, потому что они имеют прививку от всего ненужного. Они захвачены и поглощены полезным делом, у них сознание движется в правильном русле самосовершенствования. Они векторные, у них есть здоровые ориентиры.

Безусловно, мои родители очень долго поддерживали меня, и морально и материально. Кажется, они были довольны моим выбором.  Но когда человек увлечен учебой, развитием определенных навыков — мысли как заработать денег нет, долгое время он не может себя обеспечивать. Так что я «сидела на шее» у своих родителей достаточно долго. Благо моя мама имеет музыкальное образование, она дирижер хорового отделения – она меня понимала и поддерживала во многом. Продолжает и сейчас. В детстве у меня неплохо получалось писать тексты. Остались наброски, небольшие рассказы, статьи. Возникали какие-то впечатления, и я переносила их на бумагу. Это определенно от отца, он человек пишущий. Если бы я не занималась музыкой, то, возможно, пошла бы в писатели. Возможно.

Менять профессию я не собираюсь. Менять дорогу на полпути – так, никогда не дойдешь до вершины. В какой-то момент мне захотелось общаться с людьми других профессий – открывать что-то совсем новое, но опять дорога привела к музыке. Оказалось, что есть много людей, которые сами не играют на инструментах, но являются большими любителями. Они, как правило, находят себя и реализовываются через других людей, музыкантов или творческие проекты. И как же это важно! Находить и дополнять таланты друг друга. В какой-то момент понимаешь, что именно в таком общении – смысл: слышать, понимать и дополнять друг друга. Сколько бы ни было книг, фильмов и записей — общение с мудрым человеком куда важней, на мой взгляд.

Семья

Из приятных детских воспоминаний у меня остались семейные поездки. Вообще, у нас дома, как в музее. Дедушка много где бывал – привозил гостинцы, фотографии и впечатления из разных стран. Папа закончил в Пятигорске лингвистический университет, ездил работать на Кубу, говорит по-испански, по-английски, долгое время занимается историей, защитил диссертацию, он — кубановед, и просто очень интересный собеседник. Бабушка родом из Сибири. Она всегда интересно рассказывает об особенностях природы и быта тех мест. Она занималась спортом, несколько лет работала на целине. Сама строила дом, в котором наша семья живет и по сей день. Очень много интересных историй. У каждого в биографии полно деталей, которые думаю, до сих пор еще мне не известны. Когда я была ребенком, мы с родителями редко ездили отдыхать просто так. Каждую поездку мы что-то открывали, узнавали.

Трансформация

У меня нет кумиров. Есть те, кто интересен, кто приятен, кто авторитетен. Я много читаю, у меня большой круг общения. Бывают и моменты усталости, когда нужно отвлечься, переключиться. Тогда, если получается, я еду в Европу на несколько дней или на неделю, встречаюсь с людьми, практикую иностранные языки. Для меня это очень хорошая встряска, неделю без единого слова по-русски.

В Париже совсем недавно я попала на бал, впервые в жизни. Меня пригласили на концерт Камерного оркестра Парижа, где моя подруга-француженка солировала несколько произведений. И придя, я увидела огромный зал, приглушенный свет, роскошно одетых дам и кавалеров… Вальсы Штрауса я увидела и услышала совсем в другом свете, вероятно именно так как они и были созданы композитором. Остались яркие впечатления! Следующим же утром, мы отправились на Монмартр, где расположен один из самых больших органов Европы. Он находится под сводами базилики, высота его 30 метров. Главный органист там – Батист Флориан Марль Уврар, пару недель назад он играл сольный концерт на нашем органе в Краснодаре. И вот, случайно совпало, что оказались в одно время в Париже — принял у себя в гости. В пустом огромном соборе орган звучит потрясающе! Поднимались и в сам орган – три этажа труб! От малейшего звука всё вибрирует вокруг и внутри! Но есть и другие путешествия, наполненные воздухом и смыслом – посещение монастырей. И они очень важны. На них нужно решаться осмысленно. Вообще, путешествовать нужно одному или вдвоем, и помимо ярких впечатлений, обязательно уделить время себе – почувствовать что диссонирует в обычной жизни, подумать что нужно изменить.

Образ жизни

Минусы в моей профессии есть, но только в том, что нельзя оставаться равнодушным. Это получается достаточно редко. Также как нельзя ограничить и сказать: вот это работа, она закончилась, а сейчас я буду отдыхать. Музыка, как и любое творчество — это образ жизни, присутствует в твоей жизни всегда и везде и именно оно диктует тебе чем и когда заняться! Вопрос о хобби всегда ввергает меня в ступор. Я начинаю усиленно думать, и вспоминать что я могу назвать и, не найдя ничего подходящего, говорю что-то невнятное. Может именно потому что не могу разделить себя на «до» и «после» работы.

Органная музыка

Раньше в органный зал приходили получить энергию, особые эмоции, многие отмечали, что звук органа их оздоравливает, сейчас больше приходят из любопытства. Многие впервые. Кто-то остается и приходит вновь, кто-то проходит мимо. Но следует отметить, что в зале появилось много молодежи. И это радует.

Самое большое удовольствие я получаю, когда в зале происходит мистика: музыкант играет в полной тишине и пристальном внимании слушателей, кажется он находится в другом месте и не замечает никого – на самом деле он как опытный водитель управляет вниманием каждого, ведет за собой звуком и рисует еле уловимые картины, а когда он заканчивает, с последним звуком повисает генеральная пауза, она длится несколько секунд, пока все сидящие не вернутся в реальность… тогда слияние музыки с душой чувствуют все. Не часто, но это случается.

Думаю, что нужно любить своё дело и относится к людям с уважением. Остальное придет само собой. Счастье – это жить сегодняшним днем и быть благодарным за мирное небо и отсутствие неприятностей.

Достижения

Среди моих личных достижений – стройность, я освободилась от лишних килограмм, немного разобралась в питании. Давно хотела и кажется получилось. Учусь менеджменту и коммуникациям, потому что выполнять, не значит управлять. Нужно найти к каждому подход, чтобы каждый из нас приносил максимум пользы для себя и окружающих. Рада, что поняла, как это делать. Ну и сила воли. Могу довести всё до конца.

Мои творческие планы — больше деловые. Выучить итальянский язык, мне не хватает грамматики и необходимо наработать скорость, чтоб я могла сносно объясняться. У нас есть задумки сотрудничества с несколькими старейшими музыкальными академиями в Европе. Например, Консерватория Санта Чичилия в Риме. В декабре на встрече с проректором по международным программам договорились о творческом обмене и совместной концертной деятельности. Есть большое стремление развиваться в этом направлении.

Один день

Если бы можно было прожить один и тот же день много-много раз, то он был бы наполнен экстремальными видами спорта: парашют, стрельба, гонки. Только бы знать, что в конце дня я не умру…  (улыбается)

О людях

Поскольку я гуманитарий, в других людях я ищу структурность мышления. Я восхищаюсь тем как некоторые могут распланировать своё время: неделю, месяц, год, свою жизнь. А главное — следуют плану, все контролируют, у них полный бизнес-план своей жизни. В музыкантах этого мало, но я стараюсь найти для себя баланс.

Молодое поколение – крутые ребята. Особенно с 14-ти до 18-ти —  такой возраст, когда стоит направить в нужное русло – и вместе можно свернуть горы! Они энергичны, полны сил, у них есть огромное желание что-то делать, но что именно — они пока не знают! Им нужен яркий пример рядом, мотивация. Век очень быстрый, в нем не хватает обстоятельности — никто ничего не рассказывает подробно. Но и это не беда — они очень быстрые и сообразительные. Нужен только лидер рядом!

Я бы хотела сказать себе-подростку: «У тебя сейчас столько свободного времени, оно – твоя главная ценность. Нарабатывай то, чем сможешь воспользоваться через года. Пользуйся этим временем и старайся сделать сейчас как можно больше. Чем бы ты ни занималась!». То же самое я говорю подросткам иногда на мастер-классах. Говорю через них себе. Иногда мне кажется я что-то важное упустила, а догонять всегда сложней.

Краснодар

У нас прекрасный город, разный, многоликий, с каждым годом он всё больше обновляется и совершенствуется, приезжает много новых людей со своими знаниями и талантами. Хотелось бы обратить их внимание к классическому искусству. В этом вероятно и есть наша главная задача!

Мои самые любимые места в городе, это работа, родной дом, историческая часть города. Если выдается свободный день я еду к родителям. В студенческие годы излюбленным местом был затон, мы там что-то мастерили, кроссы сдавали, отдыхали у речки. Но сейчас там все поменялось…