Когда меня видят где-нибудь на берегу моря Лаптевых и спрашивают откуда я? Отвечаю им – Краснодар, все удивляются. Они не понимают, почему именно Кубанский государственный университет и вообще Кубань забрались так далеко. Сегодня необязательно жить в северных районах и заниматься той деятельностью, которая нам интересна. У нас есть возможность жить в одном месте, работать абсолютно в другом.

Проекты

У меня несколько проектов на сегодняшний день. Один из них в Монголии – международный проект Министерства образования, науки и культуры Монгольской республики. Мы занимаемся изучением функционирования особо охраняемых природных территорий и возможностью их развития на основе бизнеса. У нас идёт сравнительный анализ Россия – Монголия. В мае я вывожу туда своих коллег – исполнителей проекта. Другое направление – Арктика.

Арктика

Я единственный участник от России в предстоящей Арктической экспедиции, и единственный стипендиат в мире по этой программе. В конкурсе на стипендию победила с проектом по оценке ущерба коренным и малочисленным народам севера при промышленном освоении Арктики. В ближайшей экспедиции примут участие по одному человеку из Индии, Швейцарии и России и двое из США. Стипендия подразумевает перемещение и оплату участия во всех мероприятиях Арктического комитета. Сейчас я лечу в Прагу, комитет всё оплачивает. Конечно, с моей стороны есть определённые обязательства. Взамен, я должна публиковаться в течение года от этой организации. Всё это очень интересно, поскольку является возможностью выйти на другой уровень в своих исследованиях и установить новые деловые связи.

Якутия

Уже десять лет я занимаюсь экономикой природопользования. Раньше у меня была более узкая специальность – муниципальное управление. Проработав часть жизни в университете США, я трансформировала свою деятельность в область развития местных сообществ. После, появилась работа в республике Саха. С командой исследователей мы работаем уже 2 года там, в том числе и в арктической зоне.

Когда наши государственные корпорации, такие как «Алроса», «Роснефть», «Сила Сибири» стали проводить свои проекты, затрагивающие территорию коренных народов, где охотятся, рыбачат и собирают ягоды эвенки, долганы, вены и другие, встал вопрос о том, как оценить ущерб, причинённый коренному населению. Работая с коренными жителями, мы полностью погружаемся в их среду, мы живем с ними, собираем сход граждан, слушаем их, узнаём, чего они хотят или не хотят. И на основе полученной информации разрабатываем различные проекты.

В прошлом году нашей задачей была встреча с жителями, которые проживают в деревне на берегу реки Лена, и мы суднами перемещались из поселка в поселок. Местные рассказывают, что там бывает шторм и поднимаются смерчи. В таких случаях нужно быстро вытащить лодку и спрятаться под деревом, потому что это все может просто перевернуться и моментально пойти ко дну. Мы доплыли до последней точки, куда пришел теплоход и вышли в море Лаптевых. Начался шторм. Мы три дня дрейфовали в море, причем подойдя к Тикси мы обнаружили, что у нас сломан винт, в итоге мы еще три дня ждали буксир, с помощью которого нас причалили к берегу. Я звонила домой и говорила, что дрейфую в море Лаптевых, мои родные места не могли себе найти.

Россия

Я всегда вспоминаю американских коллег, когда начинаю говорить о масштабах нашей родины. Однажды они спросили, насколько велика моя страна, на что я ответила: «Если вы вылетаете из Владивостока, вы от Тихого океана можете в конечной точке сесть в Калининграде, а это уже Балтийское море. А вообще представьте, у нас есть северно-ледовитый океан, а есть Сочи, где растут пальмы». Когда я говорю о России я всегда вспоминаю ответ Стивена Деллера, у которого я многому научилась, он ответил: «Я знаю, что она очень длинная, но не думал, что она такая широкая». В Америке он очень известный профессор, мне повезло что он был моим руководителем.

Наука

Кандидатскую я защищала по американским источникам, у меня была тема «Партнёрство, как основа экономического развития местного сообщества в контексте теории социального капитала». У меня диплом экологического аудитора, я работаю по контракту в таких компаниях, как «Алроса» и «Алмазы Анобара».

В сентябре 2016 года я защитила докторскую диссертацию в Российском экономическом университете им. Плеханова по государственно-частному партнерству. Я осталась в том же направлении, в котором работала по кандидатской диссертации, но пришла к более специализированному направлению. При написании работы были определённые трудности как объективного, так и субъективного характера. Объективные трудности заключались в том, что как инструмент, государственно-частное партнёрство, к сожалению, в России не нашел широкого применения и говорить о каких-то удачных примерах неуместно. Хорошо, что зарубежная практика дает нам непаханое поле для действий. А субъективные трудности, это, пожалуй, возраст. Меня тормозили. Я могла выйти на защиту и раньше, но были моменты, когда мне в открытую могли сказать, что я слишком молода. Было обидно, ведь есть люди, которые из кабинета не выходят, а я могу стоять и говорить часами о той деятельности, которой занимаюсь. Я не говорю, что постигла всё, но для своих тридцати пяти, я имею более восьмидесяти научных публикаций.

Я очень люблю педагогическую деятельность, у меня зачастую даже нет написанных лекций, я просто рассказываю. Иногда даю под запись, но я намечаю определенные направления, а дальше студенты уже сами изучают. У меня есть замечательная дисциплина, она называется «Теория местного социально-экономического развития», и там есть такие вопросы, как социальная ответственность компании, я рассказываю об этом на примере Якутии, показываю фотографии.

Семья

Для меня большой подарок побыть с семьей, дома, в тишине. У меня дочь, ей 7 лет, я ей очень горжусь. В свое свободное время я создаю все условия, чтобы она разносторонне развивалась. Я прочитала книгу «Гарри Поттер» в оригинале в 2001 году, теперь моя дочь тоже «поттероманка», у нее даже мантия сшита. И раз Гарри Поттер играл в шахматы, ей тоже нужно играть в шахматы. Она моя награда. Для меня счастье просто сходить с ней на мультфильм в кинотеатр. Я люблю с семьей пообедать где-нибудь. Мой ребенок очень ресторанный, я ращу ее самостоятельной девочкой. Я люблю центр города, люблю в тишине пройтись по улице Красной, когда не так много людей. Парки я не очень люблю. Очень люблю театры, более того, я очень люблю водить в театр дочь. Я люблю наблюдать за ее реакцией.

Татьянин день – для нас особенный день, поскольку это праздник моей мамы. Я всегда ей что-то дарю, когда у нас было больше времени, я дарила ей поездки. Сейчас мы ей устраиваем что-то другое, но семья всегда собирается. Новый год мы стараемся отмечать дома, все вместе. Но даже если кого-то нет, 2-го января собираются все родственники. Я их очень люблю, но, когда за всеми закрывается дверь и я остаюсь в тишине, то понимаю, что такое счастье. На самом деле все проходит очень весело, дети переворачивают всю гостиную, я прошу свою дочь сыграть на фортепьяно, и тоже сажусь играть с ней, вся семья поет. У нас у всех очень много работы, поэтому все очень ценят эти редкие встречи, когда мы собираем всех, а это примерно 20-25 человек.

Детство

У меня было счастливое детство, я росла в любящей семье. Папа с мамой были очень счастливы в браке, своего старшего брата я не сильно помню в детстве, потому что у нас с ним разница 10 лет, и мы сдружились только когда я выросла. У него была военная карьера, и с 17 лет его не было в доме. Мой папа олимпийский чемпион по игровым видам спорта, он очень известный человек. К сожалению, его уже нет с нами. В его честь названа улица в Краснодаре. Моя мама проработала около сорока лет в Кубанском государственном университете, сейчас она работает в Институте культуры, она высококлассный специалист по французскому языку. Моя семья была высокообразованной. У меня есть музыкальное образование по классу фортепьяно. Мама в свое время подключилась с английским языком. Мои музыкальные уши мне помогают подстраиваться под фонетику других языков. Сначала в Америке мне было очень сложно, а потом все думали, что я из Европы.

Память

Папы не стало в 2004 году и мне было обидно, когда я поняла, что его слава забывается. В 2005 году был телемост в Владимиром Путиным, и я сидела дома, смотрела его. Во время телемоста я написала президенту о том, что зачастую мы забываем людей, которые достигли высот в культуре, науке, спорте, написала о том, чья я дочь и предложила увековечить память отца. Через две недели мне позвонили из городской администрации. Это был Старый новый год и меня спросили: «Как бы я хотела увековечить память о своем отце?». Они предложили назвать турнир его именем, но я решила, что это недолговечно и предложила назвать так улицу. Теперь, когда мы с дочкой едем в машине и видим, что на общественном транспорте написано «до Гассия», я всегда ей говорю: «Посмотри внимательно, это имя твоего дедушки». На работе об этом все знают. У меня даже брали интервью, чтобы я поделилась со студентами опытом в обращении граждан к президенту.

Сокровенное

Когда открылась дверь во взрослую жизнь, умер папа и наша ось в семье была потеряна, мне пришлось взять на себя некоторые функции главы семьи, поскольку мой брат отсутствовал в городе. Я считаю, что поступила правильно, поскольку нужно было поддерживать маму. Если человек сам не бьется лбом, он ничего не достигнет. Я не верю в сказку про Золушку, так не бывает. Пока человек не сделает все сам, не будет требовательным по отношению к себе, у него ничего не выйдет.

Я не люблю лень и тупость. Не люблю людей, которые не развиваются, которых устраивает то место, на котором они сидят. Не люблю безвольность и безынициативность. У меня принцип такой, если что-то не случилось нужно идти напролом. Если у меня есть цель и, если не получается идти в лоб, я обойду, но достигну ее. Иногда приходится весь свой характер сжимать в кулак, иногда приходится свое «я» куда-то прятать.

У меня не женский характер и дома со мной сложно. Меня нужно сознательно терпеть. Я не говорю, что женщина должна быть жесткой, но внешняя среда нас таковыми делает. У меня больше папиного в характере, нежели маминого, хотя она тоже очень сильная женщина. У меня четкие ориентиры и главное их не терять, не поддаваться внешнему влиянию, знать, что я иду правильным путем. Если путь окажется не верным, жизнь укажет на это. В данный момент я довольна всем, что имею.

Иногда я не права по отношению к людям, потому что требую от них того же, чего жду от себя. Я очень обязательный человек и всегда переживаю, если что-то не получается сделать. Я лучше откажусь, нежели подведу. Я очень люблю пунктуальность, очень переживаю, когда опаздываю. Люблю ответственность, и стараюсь вести себя так, чтобы люди знали, что я – человек слова. Я не люблю кривить душой, хотя иногда бываю резкой. Если это белое, то я скажу, что это белое. Если что-то плохо, я прямо об этом скажу и мне потом не будет стыдно перед собой за то, что я вовремя не высказалась.

День из жизни

Мое утро начинается с почты, еще в постели я отвечаю на письма. У меня с партнёрами разница в 11 часов, когда я ложусь, мои коллеги активно работают и уже что-то мне присылают. Я очень жесткий руководитель. После почты я выгуливаю собаку и начинается рабочий день. У меня ощущение что мой день – это карусель. Отдых для меня награда.

К людям

Если бы у меня была возможность сказать что-то всем жителям города, я бы пожелала им того, чего я хочу себе – стабильности. Ничего так не угнетает как неопределенность и перемены, поскольку неопределенность приносит риски. Наша задача быть здоровыми и счастливыми. Я очень люблю свой город, здесь отдыхает душа. Есть какие-то элементарные вещи, которые мне хочется, чтобы у нас были, например, раздел мусора. Нам не хватает бережного отношения к природе.